Непостижимое. Онтологическое введение в философию религии

Непостижимое. Онтологическое введение в философию религии
        «НЕПОСТИЖИМОЕ. ОНТОЛОГИЧЕСКОЕ ВВЕДЕНИЕ В ФИЛОСОФИЮ РЕЛИГИИ» — произведение рус. философа С.Л. Франка; издано в Париже в 1939. В этой работе в наиболее полном и углубленном виде представлены взгляды Франка на природу познания и на его основные типы в их качественном своеобразии. Центральная идея работы — мысль о неисчерпаемости, абсолютном единстве и пронизанности окружающего мира темной бездной таинственного, непостижимого. Раскрывая содержание понятия «непостижимое», он выделяет два его смысла: непостижимое для нас и непостижимое само по себе; последнее заключается в характере реальности. В реальности, в отличие от низшего слоя бытия — действительности, — все связано, слито между собой. Это сплошное и слитное бытие носит трансдефинитный характер. Др. свойство реальности — ее трансфинитность. Бытие никогда не закончено, но включает в себя возможность иного, и потому есть потенциальность. Это лоно чистой потенциальности, в которой нет каких-либо граней и границ, не выразимо в понятиях и потому трансрационально (Франк СИ. Непостижимое: Онтологическое введение в философию религии // Франк СП. Сочинения. М., 1990. С. 192—236). Принципиальное различие между действительностью и реальностью требует существенно разнящихся типов познавательного овладения ими — отвлеченного и интуитивного знания. Главную особенность отвлеченного знания Франк усматривает в том, что познаваемый предмет в нем воспринимается как нечто внешнее субъекту, постигаемое в ясных, общезначимых понятиях. Оно расчленяет действительность на совокупность обособленных определенностей, противостоящих человеческому сознанию. В интуитивном знании субъект и объект знания не противостоят, а взаимополагают друг друга. Если в отвлеченном знании объект познания предстает как нечто пассивное, а активность исходит от субъекта, то в интуитивном знании эту функцию в значительной мере берет на себя внутренняя активность объекта, когда в ответ на наше заинтересованное отношение объект так или иначе самовыражается. В результате знание перестает быть безличным, чисто объективным и превращается в знание-переживание, знание-общение, дающее предмет в его целостности. В интуитивном познании мы имеем дело не только с единством субъекта и объекта, но и с их единством со средствами познания; сам человек является здесь основным онтологическим «средством» познания. Результаты интуитивного познания в решающей степени зависят от духовного склада конкретной личности. При этом интуитивное знание сохраняет свойство объективности, но на др. путях и др. средствами, чем это достигается в отвлеченном знании; главным образом — на путях слияния субъекта с жизнью всеединства. Это слияние частично и косвенно улавливается средствами мистического и религиозного опыта, монодуалистического описания, художественным языком (С. 548—556).
        В.И.Кураев

Энциклопедия эпистемологии и философии науки. М.: «Канон+», РООИ «Реабилитация». . 2009.

Нужно решить контрольную?

Полезное


Смотреть что такое "Непостижимое. Онтологическое введение в философию религии" в других словарях:

  • Непостижимое. Онтологическое введение в философию религии —    произв. Франка (1939). Эта работа является развитием его первой значительной работы по гносеологии Предмет знания. Об основах и пределах отвлеченного знания (1915); в ней в наиболее полном и углубленном виде представлены его взгляды на природу …   Русская Философия. Энциклопедия

  • Философия религии —    значимая составная часть рус. философской мысли на протяжении всей ее истории. Конкретное содержание этой составной части постоянно обогащалось, сама разработка проблем Ф. р. осуществлялась с различных мировоззренческих позиций. Проблематика Ф …   Русская Философия. Энциклопедия

  • Идеал-реализм —    онтологическое учение, возникшее в рус. философии нач. XX в. Наибольшее развитие получило в интуитивизме Н. О. Лосского и Франка. Исторически восходит к позднему Платону, Плотину, а также аристотелевской диалектике материи и формы. Согласно И …   Русская Философия. Энциклопедия

  • Трансрациональность — (от лат. trans за, по ту сторону; ratio разум, рассудок)    термин Франка, выражающий объективную непостижимость всех проявлений бытия как нераздельного единства рациональности и иррациональности, уходящего корнями в божественное всеединство.… …   Русская Философия. Энциклопедия

  • ФРАНК Семен Людвигович — (16(28).01.1877, Москва 10.12.1950, близ Лондона)    философ. Обучался на юридическом ф те Московского ун та; завершил образование в ун тах Гейдельберга и Мюнхена, где изучал философию и социологию. Участвовал в сб. Проблемы идеализма (1902),… …   Русская Философия. Энциклопедия

  • ФРАНК Семен Людвигович — (1877 1950) рус. мыслитель 20 столетия и в то же время продолжатель апофатической филос. традиции, идущей от Платона и неоплатоников через Мейстера Экхарта и Николая Кузанского. Творчество Ф. является опровержением предрассудка, согласно которому …   Философская энциклопедия

  • Онтология —    учение о бытии, как таковом; раздел философии, рассматривающий осн. и наиболее общие характеристики бытия (сущего). О. можно также определить как метафизику бытия. Рус. онтологические учения имели своим истоком, с одной стороны,… …   Русская Философия. Энциклопедия

  • АНТИНОМИЗМ — (от греч. противозаконное, противоречие в законе) диалектическое философствование, осн. признаком к рого является антиномия, т. е. напряженное противостояние противоположных, рассудочно несовместимых положений (тезиса и антитезиса). В истории рус …   Русская философия: словарь

  • Антиномизм — (от греч. antinomia противозаконное, противоречие в законе)    диалектическое философствование, осн. признаком к рого является антиномия, т. е. напряженное противостояние противоположных, рассудочно несовместимых положений (тезиса и антитезиса).… …   Русская Философия. Энциклопедия

  • ТРАНСРАЦИОНАЛЬНОСТЬ — (от лат. trans   за, по ту сторону; ratio разум, рассудок)   термин Франка, выражающий объективную непостижимость всех проявлений бытия как нераздельного единства рациональности и иррациональности, уходящего корнями в божественное всеединство.… …   Русская философия: словарь


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»